Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования 
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА № 1
Адрес: г. Чита, КСК, 5 мкр., д. 3

Телефон: (3022) 25-70-79

E-mail: ddt1chita@mail.ru


Меню сайта
Сотрудничество
  • Дом детского творчества № 2
  • Комитет образования администрации городского округа "Город Чита"
  • Категории раздела
    Мои файлы [3]
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Файлы » Мои файлы

    Работа с одаренными детьми в ДДТ№1
    10.04.2015, 09:34

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Дополнительного образования детей

    Дом детского творчества №1

     

     

     

     

     

     

     

     

    Поддержка и развитие

    творчески одаренных детей в ДДТ№1

     

     

     

     

                                                          Подготовила:

                                          Зав. МО  Художественно-эстетического

                                           творчества

                                           Гнеушева Н.А.

     

     

     

     

     

     

    Чита 2011 год

    Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей.

    Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей. Дети, превосходящие сверстников, проявляющие особые умственные возможности, могли бы своевременно получать более углубленное образование, раньше включаться в творческую жизнь.

    Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека.

    Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.

    Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

    Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.

    Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.

    Одаренность (по Ожегову) рассматривается как способность к выдающимся достижениям в любой сфере человеческой деятельности. Иногда одаренность рассматривается как возможность высоких достижений.

    Дополнительное образование – составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребёнка, а не учебные программы в своём формализованном виде.

    Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как совместную деятельность педагога и обучающегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте.

    Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы.

    Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

    Эти материалы должны строиться на следующих психологических и дидактических принципах:

    1. Принцип проблемности.
    2. Принцип открытости.
    3. Принцип исторического реализма.
    4. Принцип индивидуальности.
    5. Принцип исследовательского подхода.

    Цель работы  ДДТ №1 с одаренными детьми – развитие творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

    • Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с детьми, через - проведение педагогических советов с приглашением специалистов; - обучение на курсах повышения квалификации; - подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений; - научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом)
    • выявление одаренных детей на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых практических результатов в основных областях деятельности, диагностических данных, путём: - обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности; - знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения; - выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка; - длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехам в реальной деятельности;
    • формирование банка данных;
    • Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ, позволяющих более полно удовлетворять интересы обучающихся;

    Для проектирования образовательной микросреды необходимо взаимосвязанное проектирование трех ее компонентов: пространственно-предметного, социального и психодидактического.

    Важнейшая роль принадлежит проектированию психодидактического компонента. Развивающая образовательная среда, которая с наименьшими затратами может быть реализована в системе дополнительного образования, обеспечивает формирование у воспитанников интеллектуальных способностей, творческого потенциала.

    Исходя из вышеизложенного, следует выделить следующие взаимосвязанные направления работы дополнительного образования:

    - проектно-исследовательская деятельность, как продолжение, углубление и практическое применение базовых образовательных курсов;

    - укрепление здоровья;

    - коммуникативные и иные тренинги.

    Элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:

    1. Деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность)
    2. Формирование внутренней мотивации.
    3. Организация образовательного процесса при “субъект – субъектных отношениях”.
    4. Предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития.
    5. Рефлексия.
    6. Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление.
    7. Соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат.
    8. Интегративный подход.

    Условия успешной работы с одаренными обучающимися

    1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива учреждения и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству.
    2. Создание и постоянное совершенствование методической системы.
    3. Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами:
    • педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным;
    • педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых ми решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
    • педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

    Каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером и др.? Ответ на этот сложный вопрос простым быть не может. Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще бесконечно далеко.

    Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

    Выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не “упустить” ни одного ребенка, требующего внимания педагога.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Портрет одаренного ребенка 
    1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы. 
    2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. 
    3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает 
    его. 
    4. Склонен к рискованным действиям. 
    5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов. 
    6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными. 
    7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей. 
    8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других. 
    9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения. 
    10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов. 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Виды одаренности

    Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга  по видам одаренности.

    К выделенным видам одаренности относятся следующее.

    Художественная одаренность.

    Этот вид одаренности поддерживается и развивается  в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства  в музыке, живописи, скульптуре,  актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том,  чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области.  У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

    Общая интеллектуальная и академическая одаренность.

         Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

         Несколько иной характер имеет академическая  одаренность, которая проявляется  в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.

         Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения  в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют  найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

         Творческая одаренность.

    Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так,  А.М. Матюшкин  настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то,  что уже создано.

       Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

    ·    Отсутствие внимания  условностям  и авторитетам;

    ·    Большая независимость в суждениях;

    ·    Тонкое чувство юмора;

    ·    Отсутствие внимания к порядку и организации работы;

    ·    Яркий темперамент;

    Социальная одаренность.

    Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

    Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таим образом, понятие социальной одаренности  охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить  общее черты:

    ·    Интеллект выше среднего;

    ·    Умение принимать решение;

    ·    Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;

    ·    Ощущение цели, направления движения;

    ·    Гибкость; приспосабливаемость;

    ·    Чувство ответственности;

    ·    Уверенность в себе и знание себя;

    ·    Настойчивость;

    ·    Энтузиазм;

    ·    Умение ясно выражать мысли;

    Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

     

     

     

     

     

    Мотивация обучения и адаптации ребенка в группе.

    Вопросы анкеты.

    1. Тебе нравится в Доме детского творчества (группе) или не очень?

    2. Когда заканчиваются уроки ты всегда с радостью идешь в Дом творчества (группу) или тебе хочется остаться в школе (пойти домой)?

    3. Если бы педагог в группе сказал, что завтра необязательно приходить всем обучающимся, ты бы пошел в дом творчества (группу) или остался бы в школе (дома)?

    4. Тебе нравится, когда у вас в группе отменяются занятия?

    5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий в группе?

    6. Ты хотел бы , чтобы в группе были…

    7. Ты часто рассказываешь о группе (Доме детского творчества) родителям?

    8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий педагог в группе?

    9. У тебя в группе много друзей?

    10. Тебе нравятся твои одногруппники?

    КЛЮЧ

    1. Да-3 б.

    6. Нет-3 б.

    2. Да-3 б.

    7. Да-3 б.

    3. Да-3 б.

    8. Нет-3 б.

    4. Нет-3 б.

    9. Да-3 б.

    5. Нет-3 б.

    10. Да-3 б.

     

    25-30 баллов – высокий уровень адаптации;

    20-24 балла – средняя норма;

    15-19 – указывают на внешнюю мотивацию;

    10-14 – низкая мотивация;

    Ниже 10 баллов – негативное отношение к группе и дезадаптация.

     

     

    Первичная диагностика одаренности детей педагогом

    Инструкция. Ниже приведены шкалы, которые предназначены для того, чтобы педагог мог обучить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление какой-либо из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам НЕ суммируются.

    Пожалуйста, внимательно прочтите утверждения и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:

    1- если Вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики;

    2 - если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени;

    3 - если Вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;

    4 - Если Вы наблюдаете эту характеристику почти все время.

    Шкала 1. Познавательные характеристики обучающегося

    1. Обладает довольно большим для этого возраста запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью.

    1 2 3 4

    2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящих за пределы интересов детей этого возраста).

    1 2 3 4

    3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

    1 2 3 4

    4. Легко “схватывает” причинно – следственные связи; пытается понять “как” и “почему”; задает много вопросов (в отличии от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать что лежит в основе явлений и действий людей.

    1 2 3 4

    5. Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно “видит больше” или “извлекает больше”, чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит.

    1 2 3 4

    Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке_________________________

    Умножьте на соответствующий коэффициент                     1234

    Сложите полученные числа

    Общий показатель___________________________________________________________

     

     

     

    Категория: Мои файлы | Добавил: Ирина
    Просмотров: 1993 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа
    Поиск

    Дом детского творчества №1 © 2025Сделать бесплатный сайт с uCoz